Номинация: Мастер слов года

Книга «125 лет кинодраматургии: от братьев Люмьер до братьев Нолан»

Книга «125 лет кинодраматургии: от братьев Люмьер до братьев Нолан»

Задача

Задача, согласованная с издательством «Альпина нон-фикшн», заключалась в создании принципиально новой книги о кинодраматургии, описывающей развитие драматургической композиции фильма в историческом аспекте в течение всего развития кинематографа, которая стала бы интересна и полезна кинематографистам, киносценаристам, студентам киношкол и тем, кто хочет лучше разбираться в кино и кинодраматургии.

Решение

В процессе создания книги я проанализировал современные кинодраматургические тенденции, включая методы отображения работы сознания человека, а также основные принципы адаптации историй для кино. Кроме того, именно в этой книге я впервые сформулировал концепцию кинофильма без экспозиции, которую я назвал «контекстный нарратив». Также я описал основные этапы работы над сценарием и составил список более чем 250 фильмов, рекомендуемых к просмотру.

Результат

Отзыв киноведа, кандидата искусствоведения, доцента кафедры драматургии кино ВГИКа Всеволода Коршунова:

История кинодраматургии — важнейшая и интереснейшая дисциплина. Однако для того, чтобы хоть как-то с ней познакомиться, еще недавно приходилось штудировать сотни книг и статей — ведь издания, в котором все было бы разложено по полочкам, попросту не существовало. Теперь оно у нас есть — и есть четко очерченный путь, который кинодраматургия проделала за 125 лет своей истории.

Отзыв режиссера Павла Бардина:

«125 лет кинодраматургии» Камилла Ахметова — внятный, системный и детальный текст. Книга дает драматургу необходимые ключи для работы с собственной историей и анализа чужих произведений. Уверен, что она будет полезна как для любителей, так и для профессионалов кино.

Отзыв сценариста и сценарного коуча Александра Молчанова:

Это не путеводитель и не справочник для кинозрителей. Это учебник для сценаристов — дьявольская разница. Когда начинающий сценарист осваивает азы профессии, у него возникает множество вопросов: что смотреть, как смотреть, на что обращать внимание, как понимать просмотренное. Книга Камилла дает ответы на все эти вопросы. В ней есть все, что нужно знать сценаристу об истории кино. И самое главное — показано, как применять эти знания на практике.

Аннотация издательства:

Новая книга о кинодраматургии от Камилла Ахметова выделяется на фоне традиционных работ по сценаристике тщательной систематизацией и историческим подходом. Развитие драматургической композиции — от традиционного линейного повествования до новаций XX и XXI веков — автор прослеживает на примерах работ Дэвида Уорка Гриффита, Льва Кулешова, Сергея Эйзенштейна, Орсона Уэллса, Акиры Куросавы, Алена Рене, Микеланджело Антониони, Альфреда Хичкока, Ингмара Бергмана, Федерико Феллини, Андрея Тарковского, Сергея Соловьева, Рашида Нугманова, Квентина Тарантино, Дэвида Финчера, Кристофера Нолана и других знаменитых кинематографистов.